Индивидуальный проект
Одной из
особенностей учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО), является наличие в нем учебного курса
«Индивидуальный проект».
Проектная и исследовательская деятельности являются
неотъемлемой частью образовательной деятельности, однако требования,
предъявляемые к ней, различны на разных уровнях образования.
На уровне среднего общего образования происходит не
только совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности,
сформированных на предыдущих этапах обучения, но и формирование у обучающихся
системных представлений опыта применения методов, технологий и форм организации
проектной учебно-исследовательской деятельности для достижения
практико-ориентированных результатов образования.
Особой
формой организации деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования
(10-11 класс) является учебный курс «Индивидуальный проект»,
развивающий у них навыки целеполагания и самоконтроля.
Задача учебного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить обучающимся опыт
конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в
интересующей сфере деятельности.
Проект
может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО
индивидуальный проект:
- входит
в обязательную часть учебного плана среднего общего образования;
- реализуется
в объеме 70 часов в течение одного или
двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом
(в случае, если проект рассчитан на два года, то необходимо предусмотреть
представление промежуточных результатов);
- выполняется
обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме;
- является
монопредметным или межпредметным (выполняется в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой,
иной);
- должен
быть представлен в виде завершенного продукта (учебного исследования или
учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного).
Количество часов, предусмотренное учебным планом
среднего общего образования в ПООП СОО на индивидуальный проект, может быть
увеличено при соблюдении требований государственных санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (не
более 34 часов при пятидневной неделе и не более 37 часов при шестидневной
неделе ) и ФГОС СОО (количество учебных занятий за 2 года обучения на одного
обучающегося -не менее 2170 часов и не более 2590 часов).
Количество часов, отведенных на индивидуальный
проект, может быть использовано на:
-
преподавание теоретического материала (при
отсутствии достаточного опыта работы в области проектной или исследовательской
деятельности у обучающихся);
-
конструирование выбора обучающегося, его
самоопределение, в том числе консультирование с тьютором, психологом, учителем,
руководителем образовательной организации;
-
занятия в исследовательских лабораториях;
-
образовательные экспедиции, походы и экскурсии с
целью сбора необходимой информации;
-
игры, в ходе которых отрабатываются определенные
умения;
-
презентации промежуточных результатов деятельности
на конференциях и конкурсах и т.д.
У образовательной организации есть два пути
внедрения нового учебного курса: первый путь - формирование темы
индивидуальных проектов и обеспечение тьюторского сопровождения силами
педагогов-предметников, а в качестве ресурсов предоставлять оборудование и
информационную базу школы. Второй путь -организация индивидуальных
проектов учащихся совместно с социальными партнерами: учреждениями
профессионального образования, научными организациями, работодателями и
общественными организациями.
Формы организации образовательной деятельности, чередование
урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы определяет образовательное учреждение (пункт 13 ФГОС СОО).
Следует отметить, что на уровне среднего общего
образования проект реализуется самим старшеклассником в отличие от уровня
основного общего образования, где проходил процесс становления проектной
деятельности, предполагающий совместную деятельность обучающихся и учителя.
Поскольку обучение на уровне среднего общего
образования является профильным, целесообразно, чтобы темы
индивидуальных проектов, их цели и задачи модифицировались в соответствии с
выбранным профилем (естественно-научным,
гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным), либо
соответствовали профессиональной ориентации обучающихся (что не является
обязательным).