Принят
Педагогическим советом
Протокол № 1 от «24» августа 2022г.
Утверждаю
Директор МКОУ «Александрийская СОШ»
______________/Новикова Е. А./
Приказ № 220 от«30» августа 2022г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Александрийская средняя
общеобразовательная школа»
Кизлярского района РД
на 2022-2023 учебный год
I.
Нормативно-правовые основы учебного плана:
Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Александрийская средняя общеобразовательная
школа» разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., № 273-ФЗ;(с изменениями, внесенными
Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от
26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060,от 31.12.2015 №1576);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (в ред. приказов Минобрнауки России от
29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413 (в редакции приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017
№ 613 (далее – ФГОС СОО);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
2
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019г. №632 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», сформированный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016г. №699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказа
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
30.08.2013 г. № 1015 (ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. № 1342, от28.05.2014 г. № 598, от 17.07.2015 г. №
734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (с изменениями, внесенными
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г. №1342, от 28.05.2014 №598,
от 17.07.2015 №734);
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;
Региональный уровень:
Закона Республики Дагестан «Об образовании в Республике Дагестан» от 15 июня 2014 г. №48.
Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Александрийская средняя общеобразовательная
школа».
3
Образовательная программа начального общего образования ФГОС МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района
РД приказ № 132 от 29.08.2020 г.
Образовательная программа основного общего образования ФГОС МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД
приказ № 132 от 29.08.2020 г.
Образовательная программа среднего общего образования ФГОС МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД
приказ № 132 от 29.08.2020 г.
Образовательная программа начального общего образования ФГОС МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района
РД приказ № 217 от 30.08.2022 г. (ФГОС 3 поколения)
Образовательная программа основного общего образования ФГОС МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД
приказ № 218 от 30.08.2022 г. (ФГОС 3 поколения)
О внесении изменений в ОП НОО, ООО, СОО ФГОС МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД
приказ № 219 от 30.08.2022 г.
Календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год приказ № 182 от 27.08.2022 г.
Инструктивно-методические письма:
Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном
языке»;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения
родных языков из числа языков народов РФ»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.08.2012г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 21.04.2014г. № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.01.2018г. № 08-96 «О методических рекомендациях»
4
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015г. №08-461 «О направлении регламента выбора
модуля курса ОРКиСЭ».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.06.2015г. № НТ-670/08 «О направлении методических
рекомендаций».
Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 №03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями
(учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/2023 учебном году».
II.
Целевые ориентиры.
Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам;
определяет формы промежуточной аттестации учащихся.
III. Гигиенические требования к условиям обучения учащихся в ОУ
Учебный план сбалансирован относительно перегрузки обучающихся и не превышает гигиенические нормы учебной нагрузки.
Продолжительность учебного года составляет:
- в 1-ых классах 33 учебные недели;
- во 2-11 классах – 34 учебные недели.
Учащиеся 1-х классов обучаются по пятидневной учебной неделе.
Учащиеся 2-11- х классов обучаются по шестидневной учебной неделе.
В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения(в сентябре, декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый, январь
– май – по 4 урока по 45 минут каждый).
Во 2-11 классах продолжительность урока 45 минут.
В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 25 минут.
5
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Для учащихся 1 класса
устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти в соответствии с календарным учебным
графиком.
Пояснительная записка к учебному плану
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Александрийская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
для 1-4 классов составленных в соответствии с ФГОС НОО на 2022-2023 учебный год
Учебный план МКОУ «Александрийская СОШ» (далее – учебный план) для 1-4 классов разработан на основе Приказа
Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
Учебный план МКОУ «Александрийская СОШ» для 1-4 классов является важнейшим нормативным документом по введению
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной
нагрузки учащихся, состав учебных предметов, распределяет учебное, отводимое на освоение содержания образования по классам,
учебным предметам.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает
исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Учебный план учреждений выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных
решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации
образовательного процесса и в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план 1-4 классов состоит из двух частей: обязательной части (80%) и части, формируемой участниками образовательных
отношений (20%).
6
Обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке,
иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и
светской этики, искусство, технология, физическая культура.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и
национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям
стандарта.
В учебном плане отражены основные показатели базисного учебного плана: все учебные предметы, недельное распределение
часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются
универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать
учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы
учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками,
формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных
курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету
(математика, окружающий мир, художественный труд).
Инвариантная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей
современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и
национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование
здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в
соответствии с его индивидуальностью..
Предметная область «Русский язык и литература»
Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного
отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются
первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать
7
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования
небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов
речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым
миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к
творческой деятельности.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Изучение родного языка направлено на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, сформированности позитивного отношения к
правильной устной и письменной речи.
В ходе изучения литературного чтения на родном языке формируются речевые способности учащегося, культура речи, интерес к
родному языку. Данный предмет призван формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский
кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной
литературы.
Предметная область «Иностранный язык»
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении,
аудировании, чтении и письма; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника;
способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
В школе созданы условия для изучения и преподавания английского языка.
Предметная область «Математика и информатика»
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и
навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
8
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир»)
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу,
своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме;
приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое
внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в
экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
В рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе вводится учебные курсы «Основы
светской этики» и «Основы исламской культуры»– 1 час в неделю по выбору родителей (законных представителей).
Предметная область «Искусство»
Изучение предмета «Изобразительное искусство» направлено на сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека и на развитие способности к
эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.
Изучение предмета «Музыка» направлено на сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в
духовно-нравственном развитии человека, на умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Предметная область «Технология»
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет
реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир,
изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою
очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Предметная область «Физическая культура»
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и
социальному развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.
9
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, на основании статей 14, 44 Федерального закона от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании заявлений родителей (законных представителей) использовано на
увеличение учебных часов. В 2-3-х классах выделено по 1 часу на литературное чтение; В 2-4-х классах выделено по 1 часу на русский
язык; на изучение предмета математика выделено по 2 часа во 2-4-х классах на изучение предмета окружающий мир выделено
по 1 часу во 2-4-х классах.
При изучении предмета «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» осуществляется деление классов на две
подгруппы (на основании заявлений родителей (законных представителей)): родной (аварский) язык; литературное чтение на родном
(аварском) языке и родной (русский) язык; литературное чтение на родном (русском) языке
Сетка часов учебного плана представлена в приложении 1.
Два ученика с ОВЗ начальной школы находятся на индивидуальном обучении на дому: 4-й год обучения по адаптированным
общеобразовательным программам для реализации учебного плана выделено по 8 часов в неделю.
Промежуточная аттестация в 2-4-х классах проводится в сентябре, мае согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МКОУ «Александрийская СОШ»
в различных формах,
соответствующих специфике учебного курса.
Промежуточная аттестация учащихся 1-го класса нацелена на выявление индивидуальной динамики освоения первоклассником
результатов образовательных программ по дисциплинам учебного плана. Промежуточная аттестация первоклассников осуществляется
посредством сопоставления результатов входной диагностики и диагностической работы по окончании первого класса. Используется
безотметочная, уровневая шкала оценивания (критический, низкий, средний, высокий уровни).
Формы проведения промежуточной аттестации учащихся представлены в приложении 2.
Обязательная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимую норму. Число часов на вариативную и обязательную части
учебного плана школы определены для 6-ти дневной учебной недели.
10
Приложение 1
Предметная область
Учебный план
МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД
для учащихся 1-4 классов, реализующих ФГОС НОО
на 2022-2023 учебный год
Учебные предметы
Количество часов
1а
10
кол-во уч-ся/ кол-во
изучающих авар. яз.
Русский язык и
литературное чтение
5
литературное чтение
3
3
1
1
Иностранный язык
Математика и
информатика
Основы религиозных
культур и светской
литературное чтение на
родном языке (аварском)
родной язык (русский)
литературное чтение на
родном языке (русском)
иностранный язык
(английский)
математика
основы религиозных
культур и светской этики
2а
13
2б
15
Обязательная часть
5
4
4
русский язык
родной язык (аварский)
Родной язык и
литературное чтение на
родном языке
1б
13
3
1
2в
15
3а
11
3б
12
3в
11
4а
7
4б
10
итого
117
4
4
4
4
4
4
42
3
3
3
3
3
3
3
30
1
1
1
1
1
1
1
10
10
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
6*
1
6*
1
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
16
3
3
3
3
3
3
3
3
32
1
1
2
11
этики
окружающий мир
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
12
музыка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Технология
изобразительное
искусство
технология
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Физическая культура
физическая культура
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
28
итого
21
21
21
21
21
21
21
21
22
22
212/224*
1
1
8
Обществознание
и естествознание
Искусство
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и
литературное чтение
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
русский язык
1
1
1
1
1
1
литературное чтение
1
1
1
1
1
1
математика
2
2
2
2
2
2
2
2
16
окружающий мир
1
1
1
1
1
1
1
1
8
26
26
26
26
26
26
26
26
250/262*
8
8
16
266/278*
итого
21
21
обучение на дому
всего
6
*Увеличение часов идет за счет деления классов на группы по родному языку и литературе.
12
Приложение 2
Класс
Формы проведения промежуточной аттестации МКОУ «Александрийская СОШ»
для учащихся 1-4 классов
на 2022-2023 учебный год
Учебные предметы
Форма проведения
Сроки
1а, 1б
Русский язык
1а, 1б
Русский язык
1а, 1б
1а, 1б
1а, 1б,
2а, 2б,2в
Математика
Математика
Литературное чтение
Русский язык
2а, 2б, 2в
Русский язык
2а, 2б, 2в
Русский язык
2а, 2б, 2в
2а, 2б, 2в
2а, 2б, 2в
2а, 2б, 2в
2а, 2б, 2в
2а, 2б, 2в
3а, 3б, 3в
Математика
Математика
Математика
Литературное чтение
Английский язык
Английский язык
Русский язык
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
контрольная работа
итоговая контрольная работа
проверка техники чтения
входная контрольная работа с
грамматическим заданием
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
входная контрольная работа
контрольная работа
итоговая контрольная работа
проверка техники чтения
контрольная работа в форме тестирования
итоговый контрольный тест
входная контрольная работа с
грамматическим заданием
Декабрь, март
май
декабрь, март
май
декабрь, март , апрель-май
сентябрь
октябрь, декабрь, март.
май
сентябрь
октябрь, декабрь, март.
май
декабрь, март , апрель-май
декабрь, март
май
сентябрь
13
3а, 3б, 3в
Русский язык
3а, 3б, 3в
Русский язык
3а, 3б, 3в
3а, 3б, 3в
3а, 3б, 3в
3а, 3б, 3в
3а, 3б, 3в
Математика
Математика
Математика
Литературное чтение
Английский язык
3а, 3б, 3в
3а, 3б, 3в
4а, 4б
Английский язык
Английский язык
Русский язык
4а, 4б
Русский язык
4а, 4б
Русский язык
4а, 4б
4а, 4б
4а, 4б
4а, 4б
4а, 4б
4а, 4б
Математика
Математика
Математика
Математика
Литературное чтение
Английский язык
4а, 4б
4а, 4б
Английский язык
Английский язык
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
входная контрольная работа
контрольная работа
итоговая контрольная работа
проверка техники чтения
входная контрольная работа в форме
тестирования
контрольная работа в форме тестирования
итоговый контрольный тест
входная контрольная работа с
грамматическим заданием
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
входная контрольная работа
контрольная работа
проверка таблицы умножения (устно)
итоговая контрольная работа
проверка техники чтения
входная контрольная работа в форме
тестирования
контрольная работа в форме тестирования
итоговый контрольный тест
октябрь, декабрь, март.
май
сентябрь
октябрь, декабрь, март.
май
декабрь, март , апрель-май
сентябрь
октябрь, декабрь, март
май
сентябрь
октябрь, декабрь, март.
май
сентябрь
октябрь, декабрь, март.
апрель-май
май
декабрь, март , апрель-май
сентябрь
октябрь, декабрь, март
май
14
Пояснительная записка к учебному плану
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Александрийская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
для 5-9 классов составленных в соответствии с ФГОС ООО на 2022-2023 учебный год
Учебный план МКОУ «Александрийская СОШ» (далее – учебный план) для 5-9 классов разработан на основе Приказа Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» с изменениями и дополнениями и Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021г. №287 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
Учебный план обеспечивает выполнение Санитарно-эпидемиологические правила и нормативные СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с
изменениями и дополнениями.
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки учащихся, максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план для 5-9 классов ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Продолжительность уроков – 45 мин. Режим
работы - шестидневная учебная неделя.
Учебный план для 5-9 классов, и в целом, основная образовательная программа основного общего образования, состоит из двух
частей – обязательной части (70%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (30%).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время,
отводимое на их изучение по классам обучения. Она предусматривает следующие обязательные предметные области: русский язык и
15
литература, родной язык и литература, иностранные языки, математика и информатика, общественно-научные предметы, основы
духовно-нравственной культуры народов России, естественнонаучные предметы, искусство, технология, физическая культура и
ОБЖ.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива. Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений, использовано на:
1.
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
2.
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников
образовательного процесса, в том числе национальные, региональные и этнокультурные.
Учебный план построен на требованиях принципов дифференциации, вариативности, преемственности, индивидуализации
обучения, учета возрастных возможностей учащихся и кадрового потенциала образовательного учреждения, является инструментом в
управлении качеством образования.
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственных качеств
личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению
проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.
Содержание образования на втором уровне является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в
средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения
обязательного среднего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального
самоопределения и самообразования.
Особое место на ступени основного общего образования принадлежит 5 классам.
Содержание обучения в 5 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся
к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.
16
Обязательная часть учебного плана:
Русский язык и литература.
Изучение предметной области «Русский язык и литература» -языка, как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать
внутренний мир человека. в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, обеспечивает:
- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку
как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и её
социальным ростом;
- приобщение к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры;
формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого
этикета;
- получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметная область включает два учебных предмета: Русский язык, Литература.
Изучение Русского языка продолжается после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку — формирование
научных знаний о языке, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление
развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.
Основная цель изучения Литературы— формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, много аспектного диалога. На этом этапе обучения формируются основы
эстетического
вкуса, универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для решения учебных
задач. Осуществляется развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его
17
тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором; аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров.
Родной язык и родная литература.
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» обеспечивает:
-воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе, как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа;
-приобщение к литературному наследию своего народа;
-формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- развитие у обучающихся культуры владения родным языком, во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предмет «Родной (аварский)» язык изучается в 2022-2023 учебном году в 5-9 х классах по 1 часу в неделю, а «Родная (аварская)
литература» по 1 часу в неделю в 5-9-х. Из- за отсутствия специалиста по родному языку все группы изучают русский родной язык и
русскую родную литературу
Иностранный язык.
Изучение предметной области обеспечивает:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному
языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным, профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной
социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в
соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
18
Основная цель изучения Иностранного языка (английский язык) –формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции; расширение и систематизация знаний о языке и о жизни своих сверстников в других странах; развитие речевой
культуры, развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.
Математика и информатика.
Изучение предметной области обеспечивает:- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем
описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое
мышление, получают представление о математических моделях, овладевают математическими рассуждениями; учатся применять
математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных
задач;
развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметная область реализуется предметом Математика в 5-6 классах и предметами Алгебра, Геометрия в 7-9 классах,
Информатика в 7-9 классе.
Изучение Математики в 5-6 классах способствует расширению представлений о математических вычислениях; развитию умений
работать с математическим текстом точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики и проводить логические обоснования.
У школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение;
формируются универсальные познавательные учебные действия.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей
реальности. Изучение Алгебры направлено на систематизацию и обобщение сведений о числовых выражениях, формирование
понятия
алгебраического выражения, систематизацию сведений о преобразованиях алгебраических выражений, приобретённые учащимися
при изучении курса математики 5-6 классов.
19
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о
пространстве и практических значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития
пространственного воображения.
Предмет Геометрия направлен на систематизацию знаний учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах, введение
понятия равенства фигур .Изучение Информатики в 8-м классе направлено на формирование универсальных учебных действий на
базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития обучающихся.
Общественно-научные предметы.
Основная задача этой предметной области: развитие и воспитание личности обучающихся.
Предметная область включает три учебных предмета: История, Обществознание, География, История Дагестана, Культура и традиции
народов Дагестана.
Изучение Истории в 5-9 классах способствует овладению базовым историческими знаниями, формированию основ гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающихся.
Предмет Обществознание (6-9 класс) – способствует осознанию обучающимся системы нравственно - ценных отношений в обществе;
формированию личностных представлений об основах российской и гражданской идентичности, патриотизма и толерантности; развитию
социального кругозора и формированию познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Изучение Географии способствует развитию представлений о целостности и многообразии мира, расширению знаний о природе и
научной картине мира; овладению основами картографической грамотности. В качестве результата процесс обучения предполагает
наличие сформированности универсальных учебных действий разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных,
регулятивных).
Предмет История Дагестана (8-9 класс). Данный предмет позволяет решать задачи по овладению базовыми знаниями по истории
Дагестана, особенности исторического развития родного края.
Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» (8-9 класс) Основная задача этого курса – формирование представлений об основах
светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества. Данный предмет
формирует толерантное отношение к представителям различных религиозных
верований и способствует воспитанию нравственности у учащихся
Естественно-научные предметы.
Изучение данной предметной области реализуется, через предметы Биология (в 5-9 классе), Химия (в 8-9классе), Физика (в 7-9 классе).
20
Основная цель изучения биологии – формирование системы научных знаний о живой природе, биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях, об экосистемой организации жизни и взаимосвязи живого и неживого в биосфере.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы,
формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового
и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных предметов, физические законы, лежащие в основе мироздания,
являются основой содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии. Физика вооружает школьников научным методом
познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Искусство. Предметная область включает два предмета: Изобразительное искусство (5-7 классы)и Музыка (5-8 классы). Изучение
данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального,
эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетический вкус, развиваются индивидуальные творческие
способности обучающихся, формируются умения выражать свое отношение различными художественными средствами. Наряду с
предметными универсальными действиями ,необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе
изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и
анализ, классификация и оценка.
Технология. Предметная область представлена учебным предметом Технология. Основная цель его изучения — формирование опыта
практической творческой деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. С целью учёта
интересов
и склонностей учащихся, возможностей образовательной организации содержание предмета выбрано как комбинированное, предмет
изучается в рамках двух направлений – «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома». Обучающиеся получают навыки
созидательного труда ,развиваются универсальные учебные действия — планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности на основе
включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно и общественно значимых изделий. Изучая
предмет Технология, обучающиеся формируют представления о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса.
В 6-х классах на предмет технология выделен 1 час, идет деление на группы мальчиков и девочек, в классах 20 и более человек.
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Предметная область реализуется предметом Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности (в 8-9 м классе).
21
Основная цель изучения Физической культуры – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Формируются умения выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; развивается интерес учащихся к
знаниям по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения.
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности (в 8-9 классе) направлен на формирование культуры учащихся в области
безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения к
героическому наследию России и её государственной символике; военно-патриотическое воспитание.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В рамках предметной области решаются задачи на:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, этнокультурах;
- формирование этнокультурных понятий, представлений, рефлексия учащимися своего способа действия посредством его
сопоставления со способом выполнения этого действия, соответствующим определенной этнокультурной традиции;
- использование полученных знаний в практической деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
- осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного
села, города, района, области, края, республики.
При этом благодаря влиянию семьи, родственников, друзей, эмоционально окрашенному восприятию природной среды и социального
окружения наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык»,
«моя семья и род», «мой дом».
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся и используется на изучение предметов, обязательных для освоения всеми обучающимися класса (по выбору и
запросам обучающихся, родителей (законных представителей)).
На уровне основного общего образования, согласно запросам обучающихся и их родителей (законных представителей) в
соответствии с физиологическими возможностями и способностями учащихся, а также в рамках приоритетной региональной
политики в сфере образования и в целях успешной социализации, часы учебного плана части, формируемой участниками
образовательных отношений, использованы следующим образом:
в 5 классе часть, формируемая участниками образовательных отношений, направлена:
22
- на увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
1 час добавлен на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»
В 6 классе часть, формируемая участниками образовательных отношений, направлена:
-на увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
1 час добавлен на изучение предмета «Технология» предметной области «Технология»
4 часа добавлено на изучение предмета «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература»
1 часа добавлено на изучение предмета «Литература» предметной области «Русский язык и литература»
1 час добавлен на изучение предмета «Английский язык» предметной области «Иностранный язык»
В 7 классе часть, формируемая участниками образовательных отношений, направлена:
на увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
2 часа добавлено на изучение предмета «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература»
1 час добавлен на изучение предмета «Литература» предметной области «Русский язык и литература»
1 час добавлен на изучение предмета «Алгебра» предметной области «Математика и информатика»
1 час добавлен на изучение предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы»
1 час добавлен на изучение предмета «Английский язык» предметной области «Иностранный язык»
1 час добавлен на изучение предмета «Технология» предметной области «Технология»
В 8 классе часть, формируемая участниками образовательных отношений, направлена:
на увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
2 часа добавлено на изучение предмета «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература»
1 час добавлен на изучение предмета «Литература» предметной области «Русский язык и литература»
1 час добавлен на изучение предмета «Английский язык» предметной области «Иностранный язык»
1 час добавлен на изучение предмета «Алгебра» предметной области «Математика и информатика»
1 час добавлен на изучение предмета «География» предметной области «Общественно-научные предметы»
1 час добавлен на изучение предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы»
1 час добавлен на изучение предмета «Химия» предметной области «Естественнонаучные предметы»
23
1 час добавлен на изучение предмета «Биология» предметной области «Естественнонаучные предметы»
0,5 часа добавлено на изучение предмета «История Дагестана» предметной области «Общественно-научные предметы»
0,5 часа добавлено на изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана»предметной области «Общественно-научные
предметы»
В 9 классе часть, формируемая участниками образовательных отношений, направлена:
на увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
1 час добавлен на изучение предмета «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература»
2 часа добавлено на изучение предмета «Литература» предметной области «Русский язык и литература»
1 час добавлен на изучение факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предметной области
«Русский язык и литература»
1 час добавлен на изучение предмета «Английский язык» предметной области «Иностранный язык»
1 час добавлен на изучение предмета «Алгебра» предметной области «Математика и информатика»
1 час добавлен на изучение «Подготовка к ОГЭ по математике »предметной области
«Математика и информатика»
1 час добавлен на изучение предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы»
1 час добавлен на изучение предмета «География» предметной области «Общественно-научные предметы»
0,5 часа добавлено на изучение предмета «История Дагестана» предметной области «Общественно-научные предметы»
0,5 часа добавлено на изучение предмета «Культура и традиции народов Дагестана»предметной области «Общественно-научные
Сетка часов учебного плана представлена в приложении 3.
Промежуточная аттестация в 5-9-х классах проводится в сентябре, октябре, декабре, мае согласно части 1 статьи 58
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МКОУ «Александрийская
СОШ» в различных формах, соответствующих специфике учебного курса. Формы проведения промежуточной аттестации
учащихся представлены в приложении 4
Обязательная нагрузка учащихся 5-9 классов не превышает предельно допустимую норму. Число часов на вариативную и
инвариантную части учебного плана определены для 6-ти дневной учебной недели.
24
Приложение 3
Учебный план
МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД
для учащихся 5-9 классов, реализующих ФГОС ООО на 2022-2023 учебный год
Учебные предметы
Количество часов
Предметная область
кол-во уч-ся/ кол-во
изучающих авар. яз.
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
9а
9б
9
18
11
12
13
13
12
14
15
15
И то го
132
Обязательная часть
Русский язык и литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
русский язык
литература
Родной язык (аварский)
Родная
литература(аварская)
Родной язык (русский)
Родная литература
(русская)
иностранный язык
второй иностранный язык
математика
алгебра
геометрия
информатика
История России
Всеобщая история
5
3
5
3
2
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
3
1
2
2
1
2
1
5
1
2
2
5
1
2
2
5
1
2
2
5
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
1
1
26
16
5
5
10
1
1
1
2
1
1
2
1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
1
10
22
10
20
12
12
6
2
2
2
2
20
25
Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура и
ОБЖ
Русский язык и литература
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Иностранный язык
Математика и
информатика
Естественнонаучные
предметы
обществознание
1
1
1
1
1
география
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
физика
химия
1
1
1
1
1
2
2
1
биология
музыка
1
1
1
1
1
1
1
изобразительное
1
1
1
1
1
1
искусство
технология
2
2
1
1
1
1
1
физическая культура
3
3
3
3
3
3
3
ОБЖ
1
Итого
29
29
26
26
28
28
26
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
4
4
2
2
2
русский язык
1
1
1
1
1
литература
факультативный курс
«Подготовка к ОГЭ по
русскому языку»
Основы духовно1
1
нравственной культуры
народов России
иностранный язык
1
1
1
1
1
алгебра
1
1
1
факультативный курс
«Подготовка к ОГЭ по
математике»
физика
1
1
1
химия
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
26
2
1
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
3
1
26
3
1
26
1
2
1
1
2
1
8
12
8
6
14
8
6
10
30
4
270/280 *
18
10
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
8
6
2
1
1
1
1
6
2
26
Общественно-научные
предметы
Технология
*
биология
история Дагестана
КТНД
география
Технология
Итого
Итого
обучение на дому
Всего
1
1
1
7
30
30
33
10
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
7
1
7
1
7
10
10
10
10
33
35
35
36
36
36
36
10
10
30
10
2
2
2
4
4
70/70 *
340/350 *
70
410/420 *
Увеличение часов по учебному плану идет из-за деления классов на группы по предметам «Родной язык и литература»
Приложение 4
Формы проведения промежуточной аттестации МКОУ «Александрийская СОШ»
для учащихся 5-9 классов на 2022-2023 учебный год
Класс
Учебные предметы
5а, 5б
Русский язык
5а, 5б
Русский язык
5а, 5б
Русский язык
Форма проведения
входная контрольная работа с
грамматическим заданием
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
Сроки
сентябрь
октябрь, декабрь, март.
май
27
5а, 5б
Математика
входная контрольная работа (тестирование)
сентябрь
5а, 5б
Математика
контрольная работа
октябрь, декабрь, март.
5а, 5б
Математика
итоговая контрольная работа
май
5а, 5б
Английский язык
сентябрь
5а, 5б
Английский язык
входная контрольная работа в форме
тестирования
контрольная работа в форме тестирования
5а, 5б
Английский язык
итоговый контрольный тест
май
5а, 5б
История
Экзамен (устная форма по билетам)
май
6а,6б
Русский язык
сентябрь
6а,6б
Русский язык
6а,6б
Русский язык
66а,6б
Математика
входная контрольная работа с
грамматическим заданием
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
входная контрольная работа (тестирование)
6а,6б
Математика
контрольная работа
октябрь, декабрь, март.
6а,6б
Математика
итоговая контрольная работа
май
6а,6б
Английский язык
сентябрь
6а,6б
Английский язык
входная контрольная работа в форме
тестирования
контрольная работа в форме тестирования
октябрь, декабрь, март
октябрь, декабрь, март.
май
сентябрь
октябрь, декабрь, март
28
6а,6б
Английский язык
итоговый контрольный тест
май
6а,6б
Русская литература
Экзамен (устная форма по билетам)
май
7а, 7б
Русский язык
сентябрь
7а, 7б
Русский язык
7а, 7б
Русский язык
7а, 7б
Математика
входная контрольная работа с
грамматическим заданием
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
входная контрольная работа (тестирование)
7а, 7б
Математика
контрольная работа
октябрь, декабрь, март.
7а, 7б
Математика
итоговая контрольная работа
май
7а, 7б
Английский язык
сентябрь
7а, 7б
Английский язык
входная контрольная работа в форме
тестирования
контрольная работа в форме тестирования
7а, 7б
Английский язык
итоговый контрольный тест
май
7а, 7б
География
Экзамен (устная форма по билетам)
май
7а, 7б
Биология
Экзамен (устная форма по билетам)
май
8а, 8б
Русский язык
сентябрь
8а, 8б
Русский язык
входная контрольная работа с
грамматическим заданием
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
октябрь, декабрь, март.
май
сентябрь
октябрь, декабрь, март
октябрь, декабрь, март.
29
8а, 8б
Русский язык
май
Математика
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
входная контрольная работа (тестирование)
8а, 8б
8а, 8б
Математика
контрольная работа
октябрь, декабрь, март.
8а, 8б
Математика
итоговая контрольная работа
май
8а, 8б
Английский язык
сентябрь
8а, 8б
Английский язык
входная контрольная работа в форме
тестирования
контрольная работа в форме тестирования
8а, 8б
Английский язык
итоговый контрольный тест
май
8а, 8б
Обществознание
Экзамен (устная форма по билетам)
май
8а, 8б
Биология
Экзамен (устная форма по билетам)
май
9а, 9б
Русский язык
сентябрь
9а, 9б
Русский язык
9а, 9б
Русский язык
9а, 9б
Математика
входная контрольная работа с
грамматическим заданием
контрольный диктант с грамматическими
заданиями
итоговый контрольный диктант с
грамматическими заданиями
входная контрольная работа (тестирование)
9а, 9б
Математика
контрольная работа
октябрь, декабрь, март.
9а, 9б
Математика
итоговая контрольная работа
май
сентябрь
октябрь, декабрь, март
октябрь, декабрь, март.
май
сентябрь
30
9а, 9б
Английский язык
сентябрь
Английский язык
входная контрольная работа в форме
тестирования
контрольная работа в форме тестирования
9а, 9б
9а, 9б
Английский язык
итоговый контрольный тест
май
октябрь, декабрь, март
Пояснительная записка к учебному плану
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Александрийская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
для 10-11классов составленная в соответствии с ФГОС СОО на 2022-2023 учебный год
Учебный план для обучающихся в 10-11 классах ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ
среднего общего образования.
Продолжительность учебного года - 34 недели (6-дневная учебная неделя). Продолжительность урока - 45 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года и летом определяется календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год.
Учебный план содержит не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС.
Все предметы изучаются на базовом уровне, за исключением математики, физики и информатики. Выбор предметов с углубленным
изучением основан на запросах родителей, обучающихся и возможностей школы.
В учебный план 10-11 классов включены следующие образовательные области: «Русский язык и литература», «Родной язык и
литература», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физическая культура,
экология и основы безопасности жизнедеятельности».
Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык,
математика, история, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия.
31
В учебный план включены учебные предметы по выбору из числа обязательных предметных областей: информатика,
обществознание.
В образовательную область «Русский язык и литература» входят предметы: русский язык (1ч в неделю), литература (3ч в неделю).
Предметная область «Родной язык и литература» включает в себя учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература». Изучение
предметов данной области осуществляется в рамках реализации интегрированной программы по учебным предметам, входящим в
предметную область «Русский язык и литература» соответственно, так как они дают возможность получения образования на родном языке
и изучение русского языка как родного языка, но так как примерной программы еще нет. Изучается НРК «Дагестанская литература»
(1ч/нед).
В образовательную область «Иностранные языки» входит английский язык (3ч/нед).
В образовательную область «Общественные науки» входят предметы: история (2ч/нед), обществознание (2ч/нед).
В образовательную область «Математика и информатика» включены алгебра и начала математического анализа (2ч/нед), геометрия
(2ч/нед), информатика (1ч/нед).
В образовательная область «Естественные науки» включает в себя физику (2ч/нед), астрономию ( 1ч/нед).
В образовательную область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» входят предметы физическая
культура (3ч/нед) и ОБЖ (1ч/нед).
В учебном плане 10, 11 класса предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта (1ч/нед). Индивидуальный проект
выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение двух лет в рамках учебного времени,
отведенного учебным планом.
Раздел учебного плана «Предметы и курсы по выбору» в 10-11 классах используется для создания условий для достижения более
высокого качества обученности и усвоения государственных образовательных стандартов. Приложение 5.
32
Освоение обучающимися образовательной программы среднего общего образования сопровождается промежуточной аттестацией в
форме и порядке, определенных Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация подразделяется на полугодовую, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам
полугодия, а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации - в соответствии с календарным учебным графиком. Приложение 6.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме:
- контрольной работы;
-итоговой контрольной работы;
-административной контрольной работы;
-тестирования;
-защиты индивидуального/группового проекта:
-ВПР
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены
выполнение тех или иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах,
конференциях, иных подобных мероприятиях.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов полугодовых промежуточных аттестаций. Годовая оценка
выставляется как среднее арифметическое текущих отметок за год.
33
Приложение 5
Учебный план
МКОУ «Александрийская СОШ» Кизлярского района РД
для учащихся 10-11 класса, реализующих ФГОС СОО на 2022-2023 учебный год
Предметная область
Учебные предметы
Количество
часов в неделю
в 10 классе
Количество
часов в неделю
в 11 классе
всего
Обязательная часть
Русский язык и литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественные науки
Естественные науки
Физическая культура, экология и
основы безопасности
жизнедеятельности
Русский язык
Литература
Родной язык
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Иностранный язык
(английский)
Математика
Информатика
История
Обществознание
География
Экономика
Право
Астрономия
Физика
Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности
1
1
2
4
1
2
2
2
1
1
1
1
3
1
4
1
2
1
1
1
1
1
1
3
1
8
2
4
3
2
1
1
1
2
2
2
6
2
34
Экология
Индивидуальный проект
Итого
1
24
1
1
23
1
2
47
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки
Общественные науки
Математика и информатика
Естественные науки
Искусство
Иностранные языки
Итого
Всего
Русский язык
Литература
Факультативный курс «Я сдам
ЕГЭ»
Литература народов Дагестана
1
2
1
1
2
1
2
4
2
1
1
2
Иностранный язык
(английский)
Обществознание
История Дагестана
Факультативный курс «Я сдам
ЕГЭ»
Факультативный курс
«Элементарные задачи в ЕГЭ
по математике»
Физика
Химия
Биология
Мировая художественная
культура
второй иностранный язык *
2
2
4
1
-
1
1
1
1
2
1
-
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
13
14
27
37
37
74
35
Приложение 6
Формы проведения промежуточной аттестации МКОУ «Александрийская СОШ»
для учащихся 10 класса на 2022-2023 учебный год
Класс
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
Учебные предметы
Русский язык
Математика
Английский язык
Русский язык
Математика
Английский язык
Русский язык
Английский язык
Математика
Обществознание
История
Физика
Русский язык
Математика
Английский язык
Русский язык
Математика
Английский язык
История
Обществознание
Биология
Форма проведения
Входная контрольная работа
Входная контрольная работа
Входная контрольная работа (контрольное тестирование)
Контрольная работа с грамматическими заданиями
Контрольная работа
Контрольное тестирование
Контрольная работа с грамматическими заданиями
Контрольное тестирование
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа с грамматическими заданиями
Контрольная работа
Контрольное тестирование
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
Контрольное тестирование
Итоговый тест
Итоговый тест
Итоговый тест
Сроки
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Март
Март
Март
Май
Май
Май
Май
Май
Май
36
Приложение 7
Формы проведения промежуточной аттестации МКОУ «Александрийская СОШ»
для учащихся 11 класса на 2022-2023 учебный год
Класс
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
Учебные предметы
Русский язык
Математика
Английский язык
Русский язык
Математика
Английский язык
Русский язык
Английский язык
Математика
Обществознание
Биология
Физика
Русский язык
Математика
Английский язык
Русский язык
Математика
Английский язык
Форма проведения
Входная контрольная работа
Входная контрольная работа
Входная контрольная работа (контрольное тестирование)
Контрольная работа с грамматическими заданиями
Контрольная работа
Контрольное тестирование
Контрольная работа с грамматическими заданиями
Контрольное тестирование
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Контрольная работа с грамматическими заданиями
Контрольная работа
Контрольное тестирование
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
Контрольное тестирование
Сроки
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Март
Март
Март
Май
Май
Май
37